Часто играли в «морру» (на латыни micatio). Для этого надо было поднять руку и резко опустив ее вниз, выкрикнуть число, показывая несколько пальцев. Цель игры, как мы знаем, — угадать заранее сумму пальцев на руках обоих игроков. В подобную игру играют современные итальянцы.
Это настоящая археологическая находка, наподобие тех, что мы видим в витринах музеев. И она не единственная. На улицах Рима играли в монетку и бросали жребий. При этом говорили не «орел или решка», а «корабли или головы» (navia aut capita), потому что на ранних монетах на одной стороне когда-то была изображена голова двуликого бога Януса, а на другой нос галеры. Со временем изображения сменились, но выражение осталось прежним и дошло до наших дней через миллиарды монеток, подбрасывавшихся в воздух на протяжении столетий.
Еще одна игра, дошедшая до нас, типична для римских улиц: это чет-нечет (в Риме его называют par impar). На самом деле игра немного отличается от современной: надо угадать число камушков, которые соперник зажал в кулаке.
В Траяновом Риме ходила поговорка: «Этот человек столь честен, что с ним можно играть на пальцах в темноте…»
Самой распространенной азартной игрой была игра в кости. Но при этом азартные игры в Риме были запрещены. Как и пари (за пределами Большого цирка и Колизея). Закон ясно гласит: наказание в виде штрафа до четырехкратного размера ставки на кону. Кроме того, римским правом не признаются игровые долги, поэтому ни один адвокат не сможет помочь вернуть деньги, потерянные в азартной игре.
И тем не менее все играли. Действительно, хотя закон и осуждает пари и азартные игры, власти закрывали на это глаза и никто не осуществлял проверок. Главное — не играть при свете дня: поэтому все подобные игры проводились «закрытыми». Место действия чаще было похоже на те, что показывают в фильмах про игроков в покер. Разумеется, игральные карты появятся только спустя много веков. А пока что их с успехом заменяли кости (tesserae).
Игроки спускали порой целые состояния. Многие даже находили свою смерть. Встречались и «крапленые» кости. Например, такая: внутри кость полая и закрыта двумя заглушками. Снаружи она должна была выглядеть безупречно. Но к одной из внутренних сторон прикреплялся свинцовый «грузик», так чтобы кость чаще выпадала определенной стороной.
Кости бросали по две, три или четыре, в зависимости от партии, с помощью терракотовой рюмки (fritillus) с забавной ножкой: кажется, будто она отломлена. Поэтому рюмка неустойчива и падала при любом прикосновении. Возможно, это способ избежать того, чтобы кто-нибудь незаметно подсунул в нее кость «с секретом».
Правила такие же, как и всегда. Подсчитываются очки на тех сторонах костей, которые выпали вверх. Разные варианты комбинаций выпавших очков по-разному называются. Когда на всех костях выпала единичка, явно неудачный бросок, то говорили, что это «собачье очко». А если все кости показывали самое большое число, шестерку, тогда говорили, что выпало «очко Венеры».